Какой якорь выбрать для лодки ПВХ

Какой якорь выбрать для лодки ПВХ Лодки и моторы

Далеко не каждый владелец лодок ПВХ пользуется якорем. Это связано с тем, что у якоря в последнее время появилось много альтернативных вариантов. Для опытных рыбаков обычный якорь все равно остается популярной конструкцией для удержания плавсредства в нужном положении. Якорь оказывается наиболее полезным на водоемах, где присутствует песчаное дно. Все прочие варианты для устойчивости лодки подходят больше для тех озер и рек, где дно каменистое. Для того чтобы якорь был полезен, важно знать, каким качествам он должен соответствовать и как его правильно выбрать.

Виды якорей для лодки ПВХ

Для рыбацкой лодки якорь очень важен. В любом водоеме в определенные моменты необходима устойчивость лодки, особенно когда отмечается большая волна или сильный ветер. Якорь – это элемент, необходимый для безопасности человека. При выборе такого аксессуара необходимо строго следить за его параметрами.

Статичное положение лодки гарантирует максимальную продуктивность рыбаки. Имея хороший надежный якорь, можно рыбачить практически при любой погоде. Чтобы еще более прочно зафиксировать лодку, практикуется установка двух якорей – на корме и на носу. Такой способ использования якорей называется «в растяжку».

Якорь стандартного вида состоит из таких деталей:

  1. Веретено – основа конструкции, представляет собой продольный стальной стержень.
  2. Скоба для закрепления троса, она расположена в верхней части веретена.
  3. Лапы – это то, чем якорь цепляется за дно. Необязательно их должно быть две, количество может быть произвольным.
  4. Шток – дополнительное приспособление, вмонтированное поперек веретена. Его назначение – улучшение сцепления с донным грунтом.

Специалисты считают, что наиболее желаемой конструкцией якоря для лодки ПВХ является так называемая кошка со складными лапами. Это связано с ее компактностью, практичностью и возможностью использования на водоемах с любым дном.

Еще один очень важный момент – антикоррозийное покрытие на поверхности якоря. Если его не будет, появление ржавчины обнаружится уже к концу первого сезона. От ее наличия страдает больше эстетика, нежели эффективность. Ржавый якорь испачкает все в лодке и в багажнике машины. Если защитное покрытие отсутствует, можно просто покрывать его краской перед каждым сезоном.

К достоинствам профессионального якоря относят:

  • необходимая компактность и удобство конструкции;
  • прочное сцепление с любым донным грунтом за счет раскладывающихся лап;
  • небольшой вес. Якоря весом в 3 кг достаточно, чтобы удерживать плавсредство, превосходящее его по весу в 100 раз. Для сравнения, чтобы удержать такую лодку, понадобится самодельный якорь весом около 15-20 кг;
  • способность надежно фиксировать лодку в экстремальных условиях (порывистый ветер, сильное течение, волны);
  • отличная прочность. Чаще всего якоря изготавливают из нержавеющих металлов.

Якорь-кошка

Это наиболее популярная разновидность якорей для надувных лодок. Обычно рыбаки отдают предпочтение складной конструкции, вес может быть разным, но он редко превышает 10 кг.

Якорь-кошка
Якорь-кошка

Раскладывается такой якорь по принципу зонтика, иногда для распрямления устанавливается поворотная муфта. Поворотные муфты оснащены шарнирами, которые спустя какое-то время начинают ослабевать и складываться самопроизвольно. В складном виде лапы прижимаются к веретену, и тогда якорь легко размещается в ведре. Трос в таких якорях закрепляется максимально надежно: на тренде есть проушина, в нее продевается трос.

Помимо основных достоинств – компактность, легкость, универсальность – рыбаки отмечают один минус. Это не слишком качественное сцепление с илистым или каменистым дном. Если на дне есть коряга или старое дерево, якорь-кошка обязательно за него зацепится. О такие предметы трос нередко обрывается, и якорь остается на дне.

Холла

Профессионалы считают якорь Холла (или якорь Матросова) гениальным изобретением. Функцию штока здесь выполняют развалистые поворотные лапы, снизу которых присутствует юбка. Благодаря такой конструкции якорь Холла имеет предельную сцепку с дном. Такие якоря рекомендуются для крупных судов, их даже применяют во флоте.

Якорь Холла
Якорь Холла

Используют якоря холла для надувных лодок, но только для тех моделей, на которых не предусмотрено парусов. За счет того, что якорь Холла достаточно тяжелый, он может вывернуться из грунта, если кант или трос сильно натянуты. Несмотря на то, что сильного заглубления в грунт нет, сцепление очень хорошее.

Самостоятельно изготовить такое приспособление очень сложно. Подходит якорь больше для песчаных или галечных донных грунтов. Чтобы обеспечить наибольшую функциональность, к самому якорю на 1-1,5м должна быть прикреплена цепь, а затем уже идет трос или канат. Для надувных лодок такие якоря рекомендуют реже прочих. Если хочется купить якорь холла для лодки ПВХ, то она должна быть в длину не менее 3,5 м. Сбрасывать такой якорь лучше, когда лодка еще на ходу.

Грибовидный

Название якорь получил благодаря характерной форме. Используется преимущественно в качестве речного якоря. По весу обычно бывает до 10 кг. Самое лучшее дно для грибовидного якоря – каменистое. Также отмечается качественное сцепление со дном повышенной вязкости.

Грибовидный якорь
Грибовидный якорь

Это очень сильный якорь, он рекомендован при сильных ветрах (вплоть до штормов) и при заметном течении. Основные достоинства – компактность и удобство применения. Еще одно существенное преимущество: такой якорь практически невозможно потерять на дне, так как он не сможет сильно зацепиться за какую-либо корягу.

У такой конструкции отсутствуют острые углы. Не составляет труда уход за якорем – его всегда можно легко почистить.

Денфорта

Это монолитная конструкция, в ней нет складывающихся деталей. Внешне якорь имеет определенное сходство с плугом. Размеры достаточно внушительные, поэтому эту разновидность реже используют именно для небольших надувных лодок.

Якорь Денфорта
Якорь Денфорта

Якорь Денфорта оснащен заостренными широкими лапами, они быстро способны углубиться в грунт. Примечательно то, что при скидывании на дно этого тяжелого приспособление отсутствует вероятность опрокидывания лодки. После этого лодку уже ничего не сдвинет с места. В то же время с зацепа снять якорь легко, но есть риск потерять его во время этой процедуры. Этот вариант подойдет для водоемов с песчаным или илистым дном.

Якорь данной разновидности небольшой по весу – 2 кг. Он может надежно зафиксировать судно в 100 кг. Материал изготовления – чаще всего нержавеющая или оцинкованная сталь, покрытая антикоррозийным покрытием. Оцинкованный якорь может служить около 3-4 сезонов, из нержавейки – немного меньше.

Критерии выбора якоря

Для того чтобы правильно выбрать якорь, следует учитывать такие правила:

  1. Якорь необходим для фиксации судна, он должен противостоять любым погодным условиям и течению.
  2. В паспорте содержатся данные относительно коэффициента силы удерживания якоря, надо обратить внимание на эту цифру.
  3. Вес якоря подбирается в зависимости от веса плавсредства.
  4. Один из важнейших критериев выбора – тип грунта.
  5. Погодные условия и тип водоема играют немаловажную роль при выборе.
  6. От материала изготовления зависит продолжительность эксплуатации изделия.
Опрос! Какого размера Ваша лодка?
Меньше 2 м
22.22%
От 2.5 - 3 м
22.22%
От 3-4 м
44.44%
У меня тральщик!
0%
Более 4 м
11.11%
Да я и не мерил...
0%
У меня ее нет
0%
Проголосовало: 9

Вес

Для того чтобы не ошибиться с весом якоря, нужно провести расчет отношения самого якоря к размеру лодки. Принцип примерно таков: на 1 кг якоря должен приходиться 1 м плавсредства.

Немного сложнее эмпирическая формула для расчета веса якоря. Для этого нужно возвести в квадрат водоизмещение лодки и тоннах. Из полученного числа надо извлечь кубический корень и полученную цифру умножить на 8. В результате последнего действия получается вес якоря.

Размер

Размеры якорей могут быть разными, они зависят от их конструктивных особенностей. Каждая разновидность якорей имеет свои пропорции, оптимальные для достижения наилучшего эффекта.

Материал изготовления

Среди наиболее предпочтительных материалов для якоря можно отметить нержавеющую или оцинкованную сталь, а также чугун. Для более дешевого производства чаще используются малоуглеродистые стали. Для якоря Холла больше подойдет сталь ГОСТ 766-74Е, для якоря Матросова ГОСТ 8497-78Е.

Канат для якоря

Якорный канат или трос – очень важная составляющая. От нее зависит, сможет ли лодка быть зафиксированной с помощью якоря. На небольшие рыбацкие лодки из ПВХ не считается целесообразным прикреплять металлическую якорную цепь. Тем более что сейчас в продаже имеются изделия из очень прочных современных материалов. Эти материалы обладают огромным запасом прочности и износостойкостью. Для того чтобы якорный трос (фал) соответствовал возложенным на него функциям, он должен обладать такими параметрами:

  • способностью быстро отдать или поднять якорь;
  • не перекручиваться и быть всегда готовым к работе (то есть уложенным в специальную катушку);
  • обладать хорошей удерживаемостью, руки человека не должны пострадать от контакта с такой веревкой или тросом;
  • обладать необходимой толщиной. Для того чтобы трос не врезался в руки, он не должен быть менее 6 мм в диаметре;
  • обладать достаточной жесткостью. Это необходимо как для облегчения сматывания, так и для возможности вязать прочные узлы;
  • обладать растяжимостью около 15%. Если эластичности будет недостаточно, фал не сможет гасить рывки, и лодка будет часто дергаться. И наоборот, слишком растяжимый фал проявит себя, как резинка.

Не менее важна и длина. Она должна в 3 раза превышать глубину водоема. Если в регионе бывают сильные ветры или в реке есть сильное течение, то фал должен быть еще длиннее примерно на 10-15 м. Этот запас потребуется для стабилизации судна и снижения нагрузки на якорь.

Самодельный якорь
Самодельный якорь

На якорь даже в покое приходится огромная нагрузка. Она многократно усиливается при порывах ветра или подводном течении. Разрывное усилие лодочного фала можно рассчитать, это делается исходя из массы якоря. В идеале оно должно превосходить массу якоря в 50-70 раз. Лидерами по этому признаку являются синтетические канаты. У них усилие на разрыв может составлять до 1000 кг при диаметре 7 м.

Еще один отличный вариант – полиамидные тросы, плетение не играет принципиальную роль. Канаты из полипропилена имеют положительную плавучесть: если канат уплыл, он не утонет и его можно найти на поверхности воды.

Не подойдут обычные шнуры или веревки – такие изделия очень быстро изнашиваются, ветшают и прослужат очень мало.

Нейлоновая якорная веревка обладает необходимой легкостью, гибкостью, прочностью и эластичностью. Но именно из-за своей хорошей растяжки канат способен генерировать тепло, поэтому зимой он очень быстро разрушается.

Преимущества и недостатки самодельного якоря

Рассмотрим плюсы самодельных якорей:

  1. Зачастую в магазине трудно найти якорь, который подходил бы идеально под все потребности рыбака. Самостоятельно можно сконструировать именно то, что требуется.
  2. Можно выбрать тот вес изделия, который необходим. Чаще всего вес регулируется количеством свинца, который заливается в полости якоря.
  3. Самодельные изделия практически всегда обходятся гораздо дешевле.
  4. Заводские изделия могут иметь скрытый брак, который обнаружится только в процессе использования.
  5. Заводские якоря довольно дорогие, их стоимость не всегда оправдана.

Есть также и недостатки самодельных якорей:

  1. Не каждый человек сможет сам создать проект якоря и сделать его. Для этой работы необходима серьезная техническая поддержка.
  2. Не всегда удается найти материал, который подходит для изготовления самодельного якоря.
  3. Большие габариты и высокая масса.
  4. Низкая удерживающая способность даже при незначительном течении.
  5. Отсутствие стандартов при изготовлении якоря повышает риск повреждения лодки.

Сварной

Изготовление якоря с использованием сварных соединений подразумевает предварительное сваривание лап (реже – одна из них сваривается с центральным прутом, а вторая садится на гайку).

Специалисты не видят особенной разницы между сварными соединениями и литьем. Единственная разница в том, что в сварных деталях могут оставаться полости, от этого непосредственно пострадает прочность изделия. Также считается, что в местах сварки быстрее образуется коррозия.

Сварной якорь
Сварной якорь

Сварные якоря имеют массу от 5 до 35 кг. Для работы необходимо подобрать правильное сырье, это нержавеющая сталь (оптимальный вариант) или сталь с анодированным покрытием. После изготовления якорь нужно покрыть специальной краской, так как обычная краска быстро обдирается о грунт.

Литой

Литые якоря имеют более внушительную массу. Способ изготовления – отливка из чугуна с последующим покрытием анодным напылением или краской.

Литой якорь для лодки ПВХ
Литой якорь для лодки ПВХ

Литые якоря имеют больше преимуществ перед сварными, их можно использовать даже для морской рыбалки и каменистого дна.

Стоимость

Цены на якоря могут быть самыми разными. Они зависят от вида конструкции, материала изготовления и веса изделия. Небольшой якорь для маленькой одноместной лодки можно приобрести за 1000 рублей. Более качественные изделия стоят дороже. Предела ценам нет, якорь из высококачественной стали со всеми необходимыми покрытиями на большую лодку может стоить нескольких сотен тысяч рублей.

Советы по установке

При установке важно соблюдать такие правила:

  1. Для того чтобы установить якорь на лодку, необходим якорный рым. Рым – это ручка для переноса надувной лодки. За рым очень удобно фиксировать веревку или трос на лодке. Для того чтобы осуществить фиксацию, якорь может находиться на дне или в любом другом положении. Зачастую лодки уже продаются с рымом, это многократно облегчает задачу. Обычно его устанавливают на носу лодки. Немного реже рым ставят на транец лодки. Если рым будет обустраиваться самостоятельно, очень важно правильно подобрать место для этого. Неправильно выбранное место может привести к повреждению лодки в результате постоянного трения.
  2. Когда речь заходит о закреплении якоря на лодке, уже должен быть готов канат или трос для этого. Один конец троса нужно прикрепить к якорю, а второй – к форштевню лодки. Сам канат прикрепляется к рыму. Во избежание сильного зарывания в грунт рекомендуется прикреплять канат и к верхней, и к нижней части якоря. Это поможет легче его вытащить.
  3. Затем якорь обязательно нужно проверить в деле. Для этого надо поставить лодку так, чтобы нос был направлен против течения реки. После этого якорь можно спустить в воду примерно наполовину, а затем уже и полностью.
  4. Если предполагается рыбачить на реках с сильным течением, рекомендуется устанавливать якорь со стороны кормы. Желательно при этом иметь запасной якорь, особенно это важно в такие моменты, когда направление течения и ветра не совпадают.
  5. Если на лодке используется два якоря, необходимо, чтобы места спуска якорей и сама лодка образовывали треугольник. Два якоря дает возможность зафиксировать лодку на растяжки, этот способ отлично подойдет при нахождении на одном месте долгое время. Два якоря – с носа и с кормы – отлично закрепят лодку в одном положении и позволят рыбачить долгое время на одном месте.
Остались вопросы? Задайте их эксперту
Леонид Грачев
Рыболов с большим багажом знаний и опыта
Задать вопрос

Нельзя крепить конец троса посередине лодки, от этого она будет сильно шататься. Если присутствует сильный ветер или волна, то лодка может опрокинуться.

Оцените статью
Лук и Стрелы
Добавить комментарий

Adblock
detector