Лодки, на которых можно плавать без регистрации и прав

На каких лодках можно плавать без регистрации и прав Лодки и моторы

Лодка – маленькое судно длиной до 9 м, которое без труда можно вытащить на берег. Перемещается при помощи весел, силы ветра или подвесного мотора. Гребные и парусные лодки массой до 200 кг не надо регистрировать в реестре маломерных судов. С моторными все не так однозначно. Чтобы определить, на каких лодках можно плавать без регистрации и прав, надо дополнительно учитывать мощность двигателя.

Лодки, которые не требуют регистрации

Отличие моторной лодки от катера – подвесной мотор. У катера двигатель – часть конструкции. Критерии, по которым определяется необходимость регистрации и получения прав для лодок и катеров, одинаковы.

Моторные лодки используются для путешествий, отдыха, перевозки грузов, рыбалки и охоты. Классифицируются на несколько типов в зависимости от материалов, из которых они изготовлены.

Надувные резиновые лодки

Делаются из многослойной хлопчатобумажной или синтетической ткани, покрытой с обеих сторон несколькими слоями резины в сочетании с неопреном. Они легкие, недорогие, ремонтопригодные и компактные. Одноместные и двухместные модели с электромотором подойдут для рыбалки в пресной тихой воде на небольших водоемах.

Надувные резиновые лодки
Надувные резиновые лодки

Но материал плохо переносит агрессивные среды, высокие и низкие температуры. Такая лодка быстро выйдет из строя, если плавать на ней по морю. В жару возрастает риск разрыва баллонов, если в них высокое давление. Хранить такую лодку нужно в теплых сухих условиях, периодически перекладывать ее и удалять влагу.

Лодки из поливинилхлорида (ПВХ)

Постепенно вытесняют традиционные резиновые лодки. Многослойная армированная ПВХ-ткань легка и практична. Она устойчива к агрессивным средам, длительному воздействию влаги и перепадам температур. Хранить такую лодку в собранном виде можно долго – она не сгниет и не покроется плесенью.

Но такие лодки сложнее ремонтировать, и они существенно дороже резиновых аналогов.

Моторные лодки с жестким корпусом

Традиционный материал – дерево. Сегодня деревянные лодки – не утлые рыбацкие суденышки, а дорогие комфортные маломерные суда из ценных пород.

Моторные лодки с жестким корпусом
Моторные лодки с жестким корпусом

Другие современные материалы для изготовления лодок – сплав алюминия с магнием и стеклопластик. Алюминиевые и пластиковые лодки легки, хорошо управляемы, приспособлены для ремонта и недороги по сравнению с престижными деревянными моделями.

Прочный корпус судна предполагает установку мощного мотора.

На лодках можно плавать без регистрации и прав, если их масса не превышает 200 кг, а мощность двигателя 8 кВт (10,88 лошадиных сил). Это следует из ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Не предусмотрена регистрация шлюпок и иных плавсредств при их принадлежности другому судну.

Критерии, при соблюдении которых регистрация не нужна

Оба условия, при которых на лодки не нужны права и регистрация — масса и мощность двигателя — прописаны в законодательстве четко и вроде бы не допускают двойных толкований. На деле все не так очевидно. Может оказаться, что нужны права на резиновую лодку с мотором, чья масса и мощность двигателя меньше установленных границ.

А иногда случается и так, что нужны права на надувную лодку без мотора вовсе, а при их отсутствии плавсредство может быть отбуксировано на штрафстоянку с привлечением его владельца к административной ответственности.

Дело не в превышении инспекцией своих полномочий, а в методике подсчета массы судна. Она заслуживает пристального рассмотрения.

Вес и габариты

Логика и здравый смысл подсказывают, что для определения веса лодки достаточно свериться с ее техническими характеристиками и для подстраховки водрузить ее на весы. При таком подходе часто окажется, что на лодки из ПВХ не нужны права, а уж тем более не нужны права на резиновые лодки. Но это упрощенный и неверный взгляд.

Вес и габариты лодки
Вес и габариты лодки

Руководство Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) трактует вопрос о том, на каких лодках можно плавать без регистрации и прав, своеобразно. Оно настаивает на том, что масса укомплектованного судна должна рассчитываться не с учетом реально установленного на нем подвесного лодочного мотора (ПЛМ), а с учетом максимально тяжелого ПЛМ, допускаемого производителем плавсредства. Основание – ГОСТ Р ISO 8666-3:2012 «Суда малые. Основные данные».

Складывается парадоксальная ситуация, когда судовладелец уверен, что на его лодку не нужны права и регистрация, а инспектор убеждает его в том, что на его надувную лодку с мотором права нужны, арестовывает судно и выписывает штраф. Бывает, что собственник лодки может и не планировать установку двигателя, а собирается грести веслами, но с точки зрения ГИМС мотор есть, причем самый мощный.

Такая позиция ГИМС спорна, но собственник лодки должен ее учитывать, если не хочет втянуться в судебные тяжбы с государственными органами.

По этому вопросу существует судебная практика, и она не в пользу судовладельцев. Судьи при вынесении решения ссылаются на тот же ГОСТ Р ISO 8666-3:2012.

Габариты лодки менее критичны для попадания ее под регистрацию. Ей подлежат парусники любой длины, если на них оборудованы места для отдыха, иначе длиной свыше 9 м, а также несамоходные беспалубные суда свыше 12 м длиной. Лодки не достигают таких размеров по определению.

Опрос! Имеется ли у Вас лодка для рыбалки?
Да
45.16%
Нет
32.26%
Не помню
0%
Нет, но очень хочу
22.58%
Да, но использую редко
0%
Я и без лодки хорошо плаваю...
0%
Другое
0%
Проголосовало: 31

Наличие/отсутствие мотора

С точки зрения ГИМС ПЛМ всегда есть, пусть и виртуальный. Это даже не обсуждается.

Мощность мотора

По мнению надзорных органов, лодка всегда оборудована самым мощным ПЛМ, допускаемым производителем судна.

Вместимость пассажиров

Если количество посадочных мест по паспорту не больше 12, такую лодку регистрировать не надо. Цифра взята из определения маломерного судна. Трудно представить легкое плавсредство с маломощным мотором такой вместимости. Поэтому этот параметр вообще не критичен.

Вместимость пассажиров в лодке
Вместимость пассажиров в лодке

Регистрация лодки и сопутствующее ей оформление удостоверения судоводителя – процедуры, от которых желает уклониться большинство обладателей малых плавсредств. Некоторые судовладельцы идут на хитрости и модернизируют двигатели небольшого объема кустарным способом для увеличения их мощности. Производители многих моделей моторов дают умельцам такую возможность.

В этом случае формально на лодку не нужны права и регистрация в ГИМС, хотя разогнанный мотор становится мощнее 8 кВт.

Плата за это – снижение срока его службы и безопасности передвижения лодки по воде. На лодках можно плавать без регистрации и прав законно, не прибегая к рискованным уловкам.

Когда все же придется регистрировать лодку в ГИМС

Если один или оба показателя (вес лодки и мощность двигателя) превышают установленные нормы, регистрация лодки неизбежна. Многие владельцы лодок недовольны жесткими требованиями ГИМС к весу судна, но до 2016 года ситуация с регистрацией была еще жестче.

Требовалась регистрация всех моторных лодок грузоподъемностью свыше 220 кг. Сдача экзаменов на права, огромные очереди в ГИМС, наклеивание номеров на резиновый или ПВХ-борт и прохождение техосмотров, – многие рыбаки и охотники хорошо помнят, как это было. Нынешнее положение дел – шаг вперед на пути преодоления бюрократических препон.

Как происходит регистрация

Чтобы зарегистрировать лодку, надо подать заявление в территориальное отделение ГИМС:

  • для физических лиц – по месту прописки или пребывания (если прописки нет);
  • для организаций – по месту нахождения их самих или их обособленных подразделений.

Будут нужны документы:

Для физических лицДля юридических лиц
Паспорт гражданина РФУчредительные документы организации
ИННУчетные данные из ИФНС
Балансовый документ на лодкуДанные о принятии плавсредства на баланс организации
Договоры, чеки, свидетельства, подтверждающие право собственностиПравоустанавливающие документы на лодку
Техпаспорт на лодку, заверенный подписями и печатями инспектораПриказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию
При наличии ПЛМ – подтверждение права собственности на него (договор, расчетно-кассовый ордер и т.п.)Заверенный техпаспорт на лодку
Техпаспорт на ПЛМ и правила его эксплуатацииПри наличии ПЛМ – подтверждение права собственности на него
Квитанция об оплате госпошлиныТехпаспорт на двигатель и правила его эксплуатации
Квитанция об оплате госпошлины
Доверенность на представителя организации

Инспектор ГИМС осматривает лодку. Для этого ее необходимо пригнать в отделение ГИМС. При невозможности придется за плату вызвать инспектора к месту ее нахождения.

Осмотр лодки инспектором ГИМС
Осмотр лодки инспектором ГИМС

Если с документами все в порядке, а осмотр не выявил нарушений, у инспекторов ГИМС есть 3 рабочих дня для принятия решения о постановке лодки на учет в реестре маломерных судов. Возможны 3 исхода:

  • Регистрация лодки с выдачей владельцу регистрационного свидетельства (судового билета). Оно дает право на передвижение в российских водах. Судовладелец получает регистрационный номер на плавсредство, который наносится на оба борта лодки. Наличие на нем российского флага обязательно.
  • Продление срока принятия решения до 30 дней.
  • Отказ в регистрации. Владелец лодки уведомляется о нем письменно с обоснованием причин.

Законное управление зарегистрированной лодкой возможно только при наличии прав (удостоверения на управление маломерным судном). Для этого придется сдать экзамен в ГИМС. Он похож на экзамен в ГИБДД.

Через некоторое время обязательно прохождение технического освидетельствования лодки (техосмотра).

Регулярный техосмотр проводится раз в 5 лет. Внеплановый – в следующих случаях:

  • перегон лодки в другой регион;
  • после устранения замечаний по результатам предыдущего ТО:
  • после переоборудования или ремонта лодки;
  • по инициативе судовладельца;
  • после замены ПЛМ (если ПЛМ меняется на аналогичный, техосмотр разрешается не проходить).

Перед покупкой маломерного судна важно разобраться, на каких лодках можно плавать без регистрации и прав. Нужно сопоставить те задачи, для которых судно приобретается, с его техническими характеристиками, требованиями законодательства и контролирующих органов. Часто может оказаться так, что для охоты, рыбалки и отдыха будет достаточно легкой надувной лодки, на которую не нужны права.

Остались вопросы? Задайте их эксперту!
Леонид Грачев
Рыболов с большим багажом знаний и опыта
Задать вопрос

Оцените статью
Лук и Стрелы
Добавить комментарий