Перед покупкой маломерных судов будущие владельцы выясняют, как проходит регистрация лодок ПВХ и подвесных моторов в ГИМС. Важно также знать, нужно ли, по аналогии с автомобилем, получать права на управление водным ТС.
- Нужно ли регистрировать лодку в ГИМС
- Каким лодкам нужна регистрация
- Параметры лодок, которые подлежат и не подлежат регистрации
- Правила
- Процесс регистрации
- Нужны ли права на резиновую лодку
- Надувную
- Самодельную
- Документы
- Подлежит ли регистрации прицеп в ГИБДД
- Цены
- Регистрация надувных лодок в России
- Регистрация лодок ПВХ в Эстонии
- Нужен ли номер на лодку ПВХ
- Нужно ли возить с собой документы
- Что делать, если потерял документы
Нужно ли регистрировать лодку в ГИМС
Маломерные суда (длина 2,5-24 метра) бывают с надувными и жесткими корпусами. На водоемах чаще встречается первый вариант – моторно-гребные плавсредства из поливинилхлорида (ПВХ). Армированный материал, несколько изолированных надувных отсеков и двигатель обеспечивают быстроту и безопасность перемещения такого судна. А для законной эксплуатации лодок ПВХ и подвесных моторов потребуется регистрация.
Плавсредство должно быть занесено в реестр Государственной инспекции по маломерным судам для оформления права собственности, учета, контроля и наблюдения за надводным объектом. После регистрации ТС получает государственный номер, по которому инспектор:
- идентифицирует хозяина;
- определит разрешенные маршруты передвижения по акватории;
- зафиксирует путь следования;
- проконтролирует соблюдение правил судоходного движения.
Лодки ПВХ ставят на учет после технического освидетельствования, которое показывает исправность водного ТС, уровень создаваемого шума, предел выброса химических веществ в воду. Все действия в вопросе регистрации лодок из поливинилхлорида опираются на статью 16 КВВТ – Кодекса внутреннего водного транспорта.
Каким лодкам нужна регистрация
Маломерное плавсредство используется для туризма, рыбалки, отдыха, спорта, то есть, в некоммерческих целях. Такие суда бывают малых и средних габаритов, изготавливают их из полимеров, древесины, фанеры, алюминия.
В зависимости от габаритов и веса, большинству таких лодок требуется регистрация.
Параметры лодок, которые подлежат и не подлежат регистрации
Владельцам надводных средств передвижения необходимо подавать документы на регистрацию, если лодка:
В категорию не подлежащих регистрации лодок входят широко распространенные отечественные мотосуда серии «Фрегат» с индексами: 300ЕК, 320ЕК, 350ЕК, М360, 370PRO. В этом же списке продукция санкт-петербургской фирмы «Хантер» и лодки «Ревьера-3200 С». Для этих ТС не требуются удостоверение судоводителя и постановка на учет.
Правила
Последние изменения в порядок постановки на учет были внесены приказом МЧС РФ № 339 в 2017 году. Правила включают прием заявления с пакетом документов на владельца и плавательный агрегат, изучение инспектором фактического состояние дела, технический осмотр лодки.
После рассмотрения всех вопросов выносится решение, на основании которого объекту присваивается индивидуальный номер, а владельцу выдается судовой билет.
Процесс регистрации
Процедура регистрация лодок ПВХ и подвесных моторов проходит в отделении инспекции по маломерным судам при личном обращении владельца. Обращаться на портал «Госуслуги» по этому вопросу не нужно.
Порядок постановки на учет лодки ПВХ для физического лица:
- Нужно заполнить письменное заявление (регистрационную карту), приложить требуемые документы.
- Привезти с собой агрегат для освидетельствования либо вызвать инспектора к месту швартовки судна.
- Получить судовой билет (пошлина 200 руб.) и номер лодки.
Регистрация лодки ПВХ в ГИМС для юридических лиц проходит в том же порядке. Срок решения вопроса – 10 дней. Если есть причины для приостановки регистрации, период ожидания продлевают до одного календарного месяца. Отказ обосновывают и отправляют заявителю с уведомлением.
Нужны ли права на резиновую лодку
Права на управление резиновой лодкой – судовой билет — обязывает судоводителя плавать под Государственным флагом РФ. Документ, который владелец получает после регистрации надводного плавательного аппарата, содержит сведения:
- о самом владельце;
- индивидуальных бортовых номерах;
- характеристиках и габаритах судна;
- пройденных технических осмотрах.
Чтобы понять, нужно ли регистрировать резиновую лодку, посмотрите на мощность мотора. Если показатель меньше 10,8 л. с. либо «маломерка» ходит только на веслах, регистрировать ее и получать права не нужно.
Надувную
Такая лодка, компактная и легкая — отличное средство для рыбалки, На нем удобно добираться с катера или яхты до берега, охотиться в зарослях.
До 2017 года владельцев удручали бюрократические проволочки при оформлении надувного судна. Теперь упразднено понятие «грузоподъемность», внесена ясность в вопросе с общим весом: становиться на учет стало легче.
Если у вас двухместный трехметровый агрегат с 5-сильным мотором, то не беспокойтесь, нужно ли регистрировать надувную лодку ПВХ, или нет. Ответ отрицательный.
Однако, средства передвижения могут быть оснащены электромоторами, развивающими 20 км/ч, или бензиновыми двигателями, отдающими 30 км/ч. Последние — тяжелые и мощные — устанавливают на 20-метровые надувные суда с общим весом более 200 кг. В этом случае владельцам необходимо регистрироваться, получать права, проходить техосмотр каждые 5 лет. За уклонение от ТО положен штраф от 500 до 1000 руб.
Когда заканчивается запрет на рыбалку с лодки
Самодельную
Параметры те же:
- вес – 200 кг;
- двигатель – 8 кВт;
- длина – 20 м;
- количество присутствующих на борту – 12 человек.
Если сооружение превышает эти показатели, нужно идти в инспекцию. Обязательное требование – чертежи, выполненные тушью.
Самодельный борт положено укомплектовать аптечками, звуковым сигналом, плавающим черпаком, якорем, набором канатов.
Документы
Для регистрации необходимы документы, которые касаются судовладельца и его движимого имущества – лодки ПВХ.
Физическим лицам необходимо иметь при себе:
- удостоверение личности совершеннолетнего гражданина России – паспорт;
- ИНН;
- документы на покупку техники: чеки, справка-счет, договор купли-продажи. В иных случаях требуются свидетельства о наследовании или дарении;
- техпаспорта на плавательный агрегат и подвесной мотор с указанием модели, марки, производственной нумерации, цены;
- правила по эксплуатации.
За регистрацию судовладелец платит госпошлину 1600 руб., квитанцию об оплате также предоставляет в инспекцию.
Юридические лица добавляют в пакет:
- учредительную документацию – выписку из ЮГРЛ;
- справку о постановке на баланс предприятия регистрируемого объекта;
- приказ руководителя о назначении лица, отвечающего за эксплуатацию надводного аппарата.
Юридические и физические лица подают оригиналы и копии документов.
Подлежит ли регистрации прицеп в ГИБДД
Часто судовладельцы меняют акваторию. Переезжают вместе с лодками, возить которые приходится на крыше или специальном лодочном автоприцепе. Второй вариант удачнее: в лодку можно погрузить оборудование, весла, запас горючего и транспортировать на прицепе.
Конструкция предусматривает погрузку плавсредства лебедками, перевозку и даже спуск на воду. Прицеп, хоть и специфический лодочный, относится к наземным средствам самоходного передвижения, поэтому регистрацией занимается ГИБДД (ГАИ).
Порядок аналогичен обычным грузовым прицепным устройствам, попадает под действие Постановления правительства РФ от 2005 г. № 679.
Для постановки на учет необходимо предъявить:
- удостоверение личности судовладельца;
- ПТС (паспорт транспортного средства) прицепного устройства;
- товарный чек, акт приема и передачи, подтверждающие законное приобретение механизма;
- справки о получении в дар или наследовании.
Автоприцепы могут быть покупными или сконструированными собственными руками. Во втором случае техника считается результатом индивидуального творчества, должна пройти освидетельствование на безопасность в испытательной лаборатории, осмотр на СТО. Необходимо сначала получить техпаспорт на самоделку, а потом зарегистрировать ее в ГИБДД.
Цены
Как вид самоходной техники, прицеп получает при регистрации собственный индивидуальный номер. За постановку на учет нужно заплатить один раз, сумма одинакова во всех регионах страны.
Приблизительная стоимость услуг:
- поставить на регистрационный учет с ПТС самоходного транспорта – 2300 руб.;
- зарегистрировать без паспорта на техническое средство – 2800 руб.;
- оформить с выдачей индивидуального номера без паспорта ТС – 1300 руб.;
- поставить на учет с выдачей номера (если есть технический паспорт) – 2350 руб.
Незарегистрированный лодочный прицеп принесет владельцу штраф в размере от 500 до 800 руб. Если забыли установить номер, придется заплатить еще 300-350 руб.
Регистрация надувных лодок в России
Критерии, по которым определяют, подлежит или не подлежит надувное судно регистрации, определены законом четко. Но разночтения и двоякое толкование возникают в момент определения массы плавсредства – пресловутой границы в 200 кг.
В общую массу входят:
- вес лодки;
- навесного оборудования;
- перевозимого снаряжения (средств спасения, якоря, канатов);
- полного топливного бака.
Путаницу в законе вызывает вопрос о навесном оборудовании – моторах. Если вы используете легкий двигатель в 5 л. с., а по техническому паспорту возможно 9,8 л. с., в инспекции учитывают последний параметр. Разница в весе двигателей может достигать 30-50 кг. Тогда получается, что большинство туристических лодок не по фактическим, а по теоретически возможным показателям подпадают под параметр 200 кг и обязаны быть зарегистрированными.
Эта несостыковка, вызывающая дискуссии и споры, пока не урегулирована до конца на законодательном уровне. Логичнее просто поставить судно с мотором на весы, как и предлагается в письме МЧС РФ № 29/1-3-626 (март 2019 г.). Но рекомендация – не прямая директива: поскольку взвешивание делать технически трудно, поэтому вопрос остается открытым.
Перед регистрацией надувные лодки проходят ТО на воде и на суше.
Регистрация включает сбор документов, подачу заявления в отделение ГИМС, получение бортовых номеров и судового билета.
Судно может достаться во владение без каких-либо бумаг. Чтобы зарегистрировать лодку без документов в ГИМС, по истечении 5 лет пользования нужно через суд признать право на собственность. Опираются в этом случае на статью 234 ГК РФ (приобретательная давность). После получения лодки в собственность, ее регистрируют в обычном порядке.
Регистрация лодок ПВХ в Эстонии
На территории государства действует Закон «О безопасности мореплавания». Согласно части 1 статьи 371 Закона, граждане Эстонии, а также соискатели на получения вида на жительство в стране, физические и юридические лица, для передвижения по внутренним водам обязаны зарегистрировать свои плавательные средства.
Расценки:
- За постановку на учет и изменение регистрационных данных взимается пошлина 37,5 Евро.
- Вызов специалиста для освидетельствования лодки – 12,5 Евро.
- Утеря или уничтожение в результате непредвиденных обстоятельств регистрационных документов и, соответственно, переоформление стоит 6,25 Евро.
Параметры лодок ПВХ, подлежащие регистрации в Эстонии, сходны с российскими: длина — более 12 м, общий вес – свыше 200 кг, количество перевозимых пассажиров – 12 и больше, мощность мотора – 10,88 л. с.
Нужен ли номер на лодку ПВХ
Внесенные в Единый реестр Государственной инспекции по маломерным судам лодки из поливинилхлорида получают индивидуальные номера. Размеры и расположение на бортах определены Приказом МЧС РФ № 340 (июнь 2016 г.).
Параметры знака:
- высота – 15 см;
- ширина – 10 см;
- толщина линий – от 1,5 до 2,0 см.
Номер лодки из 11 буквенных и цифровых знаков прописывается на обоих бортах в одну строку. Середина – на расстоянии 1/4 от форштевня. В номере зашифрована разрешенная зона плавания судна.
Размер Государственного флага, обязательного для зарегистрированного водного транспорта, составляет 20х30 см.
Нужно ли возить с собой документы
Не стоящие на учете лодки не имеют номеров и судового билета, поэтому и проходить техосмотр, и возить с собой документы не нужно. Однако, поднадзорность ГИМС не отменяется, поэтому инспектор может затребовать:
- технический паспорт на плавсредство;
- удостоверение личности владельца;
- документ на право собственности движимого имущества.
Кроме спасательных жилетов, за комплектацию «нерегистрата» отчитываться перед инспектором необязательно.
На водном транспорте, занесенном в реестр инспекции, выходить в море нужно с документами: личными и на лодку с мотором. Если управляет судном не хозяин, уместно захватить в рейс нотариально заверенное разрешение распоряжаться объектом.
Документы должны быть предъявлены по требованию инспектора или работника погранслужбы. Бумаги на судах владельцы держат в непромокаемых пакетах или герметичных банках.
Что делать, если потерял документы
Утерять документы на судно случается по разным причинам. Восстанавливать придется через ГИБДД по алгоритму, общему для случаев утраты документов: подавать заявление о потере с описанием обстоятельств. Упрощает дело заводской номер судна, который находят на лодке, сверяют с занесенным в реестр.
До восстановления документов выходить в акваторию можно по временному разрешению инспекции, после – оформлять регистрацию по общим правилам. Номер плавсредства остается прежним.